26-03-2014
  Поделиться


26-03-2014 17:33
Короли одесских дорог: кому горожане платят за проезд в маршрутках?

«Таймер» продолжает знакомить одесситов с предпринимателями, контролирующими те или иные социально-значимые сферы городской жизни. На сей раз в фокусе нашего внимания – маршрутные такси и владельцы предприятий, обслуживающих городские маршруты.

Маршрутные такси – наиболее популярный вид общественного транспорта в Одессе. Почему и отчего так получилось – отдельная история. Но факт остаётся фактом: значительная часть одесситов начинает и заканчивает свой рабочий день поездкой в маршрутке.

По данным Департамента транспорта Одесского городского совета, в 2013-м году одесские маршрутки перевезли 182 миллиона пассажиров. Иными словами, это около полумиллиона пассажиров в день. Таким образом, ежедневно одесситы оставляют в маршрутных такси 1,3 миллиона гривен!

И это – только по официальным данным. В реальности оценить фактические объёмы перевозок этим видом транспорта практически невозможно: никаких проездных документов в маршрутках, как известно, не берут. При этом сами перевозчики заинтересованы в том, чтобы занижать данные о числе перевезённых пассажиров: чем меньше пассажиров – тем выше себестоимость каждого рейса, а значит, тем выше «экономически обоснованная стоимость проезда».

95% средств, которые платят в маршрутках одесситы достаются владельцам нескольких частных автотранспортных предприятий. Кто же эти люди?

Триумвират

Около 37% пассажиропотока на рынке контролируют фирмы «Турист» (14 маршрутов, 11% пассажиропотока), «Вираж» (9 маршрутов, 14% пассажиропотока) и «Европа В.В.В.» (3 маршрута, 12% пассажиропотоков).

Эти компании, в свою очередь, связывают со своеобразным триумвиратом бизнесменов: депутатом горсовета Андреем Ждановым, экс-главой Государственной администрации автомобильного транспорта Сергеем Доброходом и бизнесменом Анатолием Манойло.


Жданов


Доброход


Манойло

Последний официально считается владельцем компании «Вираж» и совладельцем фирмы «Европа В.В.В.», а Жданова и Доброхода называют совладельцами ООО «Турист». В любом случае, это консорциум действует достаточно согласованно, совместно сражаясь с конкурентами за кусок «транспортного пирога» как в Одессе, так и за её пределами, в частности, за контроль над маршрутами, связывающими Одессу с промрынком «7-й километр».

По слухам, с «триумвиратом» связан финансовыми отношениями экс-вице-мэр Одессы Вахтанг Убирия: часть автобусов, обслуживающих контролируемые компаниями маршруты, якобы, принадлежит именно ему. Ему же, если верить этой информации, достаётся часть прибыли, которую делят между собой члены картеля.

Транспортный король

24 городских маршрута и 23% всего пассажиропотока (а значит, и денежных средств) контролирует компания «Севертранс» одесского олигарха Сурена Сардаряна. Кроме Одессы, Сардарян контролирует целый ряд автобусных маршрутов в области (например, автобусы из Одессы на Южный), а также в других регионах страны (например, в Днепропетровске). Ему также принадлежит ЧАО «Веста», занимающееся торговлей нефтепродуктами, и Центральный автовокзал Одессы. А совсем недавно одна из структур Сардаряна выиграла тендер на содержание автодорог Кривого рога.

В 2012-м году журнал Forbes-Украина поместил Сардаряна на 18-е место в рейтинге богатейших одесситов: его состояние редакция оценила в 22 миллиона долларов США.

Воинственный претендент

Третьим ключевым игроком на рынке является бизнесмен Андрей Добровольский. Он считается владельцем компании «Автотранс-Украина», которая контролирует всего 2 городских маршрута, но при этом аж 13% пассажиропотока. Кроме того, та же компания контролирует и ряд пригородных маршрутов, в частности, линию Одесса – Ильичёвск.

Андрей Добровольский принимает активное участие в сложных интригах, которые ведут между собой участники рынка. В частности, в 2013-м году он не без успеха боролся с картелем Жданов-Манойлов-Доброход за контроль над маршрутами из Одессы на промрынок «7-й километр», а в 2011-м вместе с членами триумвирата попытался лишить Сардаряна контроля над Центральным автовокзалом Одессы.

Сбитый лётчик

Бизнесмен Павел Серебреник, который когда-то также владел весомыми позициями на автотранспортном рынке Одессы, сегодня сохранил лишь тень былого величия: после ряда громких скандалов его структуры были почти полностью вытеснены с рынка. Сегодня подконтрольная Серебренику компания «Гленкор-Юг» обслуживает лишь 2 маршрута и контролирует 2 с небольшим процента перевозок.

По информации ТАЙМЕРА, определённые надежды Павел Серебреник связывает с грядущей сменой власти в городе. Насколько эти надежды оправданы – покажет время.

 

Звёзды второй величины

Оставшиеся 25% рынка поделены между несколькими небольшими компаниями. 7 маршрутов и 6% пассажиропотока контролирует МП ООО «Сам» (владелец – Кирилл Шлапак). По 5% пассажиропотока обслуживают коммунальное предприятие «Авто-сервис», ООО «Авторух» Бориса Монахова, а также предприятие «АТП Киностудии». Последнее действительно зарегистрировано на Французском бульваре, 33, где находится киностудия, но официально не имеет к ней никакого отношения. По документам владельцем предприятия является некто Виталий Вакалюк. Какую-либо связь этого человека с бывшим владельцем частного пакета акций киностудии Иваном Фурсиным либо с их нынешним собственником, донецким губернатором Сергеем Тарутой, нам установить не удалось.



Нажмите, чтобы увеличить изображение

Между тем, 20 марта появилась информация о том, что перевозчики требуют от мэрии поднять цены на проезд:  с 1 апреля до 3 гривен 50 копеек, а позже – до четырёх гривен. В мэрии пока заявляют, что не видят оснований для такого повышения. Но беда в том, что на этом настаивают и сардаряновский «Севертранс», и компании «триумвирата» «Вираж» и «Турист», и целый ряд более мелких первозчиков, которые в совокупности контролируют существенную часть рынка. В условиях, когда жизненно-важная для города сфера автотранспортных перевозок практически полностью принадлежит частникам, городские власти неизбежно оказываются заложниками аппетитов коммерсантов.

Но это – тема для совершенно другого разговора.

Источник: «ТАЙМЕР»


25.03.2014   
  Поделиться


Логин:

Пароль:

Регистрация.
Забыли логин или пароль?

ЦИТИРОВАТЬ (Чтобы вставить цитату, выделите нужный фрагмен текста на этой странице и нажмите "ЦИТИРОВАТЬ")
Осталось символов –

Введите проверочный код



Логин:

Пароль:

Регистрация.
Забыли логин или пароль?
НАЙТИ ДЕПУТАТА
Для поиска используйте буквосочетание из не менее, чем 3-х букв


Подписаться на рассылку (только для зарегистрированных пользователей. регистрация.)
Введите Ваш email:

Партнёрам: Код нашего баннера можно скопировать тут.

НОВОСТИ, СОБЫТИЯ
22 апреля
12:30

На що скеровує кошти місцева влада тимчасово окупованих громад: попередні результати моніторингу

04 апреля
12:08

Плани відновлення та розвитку громад готуються, однак не затверджуються, - попередні результати в межах ініціативи «REPAIR Ukraine»

11 марта
11:50

REPAIR Ukraine: що варто врахувати місцевій владі для підвищення рівня доброврядності процесів відновлення

12 февраля
14:09

Десять пілотних громад на Півночі та Півдні пройдуть оцінювання доброврядності та отримають мапи нал

27 сентября
12:06

Розпочалося стартове оцінювання рівня прозорості бюджетного процесу у громадах-партнерках програми USAID DOBRE

25 сентября
11:31

В умовах тимчасової окупації громадам особливо важливо долучати жителів до участі в бюджетному процесі: рекомендації експертів проєкту «Бюджети в екзилі»

11 сентября
10:53

Громадський центр правосуддя в м. Татарбунари підсумував черговий етап діяльності

05 сентября
14:25

У місті Татарбунари на Одещині розвивається гуманітарний волонтерський хаб

03 сентября
15:55

Які соціальні послуги доступні в умовах війни: консультує Громадський центр правосуддя в м. Татарбунари

29 августа
15:00

Як громадам залучати жителів до бюджетного процесу: практичні поради за результатами проєкту «Бюджетна партисипація від А до Я»


14:52

Як відновити втрачені документи: консультує Громадський центр правосуддя в м. Татарбунари

27 августа
13:47

Як "сусідська варта" допомагає підвищити безпеку в громаді

23 августа
13:26

Розбудова системи доброчесності у територіальних громадах: стартує новий проєкт за підтримки програми USAID DOBRE

30 июля
22:24

Конкурси малюнків, квести й уроки фінансової грамотності: як залучати молодь до бюджетного процесу

03 мая
18:00

У громадах Півдня України проводять картування місцевого неурядового сектору

27 апреля
10:51

Ресурсні центри для неурядового сектору Півдня України визначили пріоритетні сфери розвитку

15 апреля
14:56

В Одеській області пройде форум громадянського суспільства з гуманітарного реагування в умовах війни

20 декабря
11:10

У громадах Одеської області обговорили актуальні безпекові та правові виклики

21 августа
19:02

Атака на історичний центр Одеси: наслідки для культурної спадщини та реакція міжнародної спільноти

28 июня
13:53

Тренінг є частиною програми посилення спроможності волонтерських та гуманітарних організацій на Півдні України, що реалізується PTF Europe та Одеською обласною організацією ВГО «Комітет виборців України».


RSS

View My Stats



       
    Поддержка проекта “Твой местный депутат: Одесская область”, который выполняется Одесской областной организацией Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» была осуществлена Фондом Восточная Европа в рамках программы “Твой местный депутат: мониторинг деятельности депутатов местных советов в Украине”, которая является совместной инициативой Фонда Восточная Европа и Черкасской областной организации Комитета избирателей Украины и выполняется при финансовой поддержке Фонда демократии ООН (UNDEF) и Агентства США по международному развитию (USAID).
     Мнения, отраженные на сайте, принадлежат их авторам и могут не совпадать с точкой зрения партнеров программы.

 

Веб-розробка